Форум » А также в области балета мы впереди планеты всей! » Тихо плыл перед нами... » Ответить

Тихо плыл перед нами...

Дмитрий: Друзья! Не знаю, в "жанре" Вашей странички этот пост или нет, но как-то нет времени, как его еще перебросить. Это просто статья в Находкинской газете "РИО Панорама". А вообще я некоторым образом тут председатель Творческого объединения бардов "Берег Грина". На Чукотке я не бывал. А вот в Магадане, в Синегорье, Ягодном, Бурхале - один раз, в 1980-м. Но где-то там у вас, возможно, еще летает и, надеюсь, жив-здоров мой приморский земляк Женя Познер - ему привет от меня. пишите: dmigrin1@yandex.ru Заходите: bgrin.narod.ru был такой случай… Первый после Бога (ЧУКОТСКОЕ ЛЕТО 79-го) Дмитрий БАБЧЕНКО Это фото1979 года – обложка книги очерков «Белый парус карбаса», которую выпустил Валерий ОРЛОВ, журналист-природовед, долгое время работавший в редакции журнала «Вокруг Света». Книга вышла в свет в 1981-м в московском издательстве «Мысль» и подписана автором в подарок Адольфу Семеновичу ШУХЛИНСКОМУ, капитану СРТМ-1289. Вот он стоит за штурвалом. Правда, колоритен? Из книги: «Палубной команде приготовиться к спуску мотобота – звучала после завтрака сразу же полюбившаяся моему сердцу команда, и мы перебирались в мотобот. Сам капитан - Адольф Семенович Шухлинский, бравый морской волк, вел мотобот к берегу. Мы прыгали в воду, проваливаясь в глине и увязая, выбирались на снег, а оттуда перебирались на зеленую цветущую землю, где в мшистом кочкарнике, у синих озер еще во множестве росли и грибы…» В то лето Шухлинский со своим траулером был в очередной раз откомандирован с Базы тралового флота в Преображении в распоряжение Магаданского Хозрыбвода. В Магадане на борту, кроме инспекторов рыбоохраны, с легкой руки администрации Северо-Восточного сектора Арктики, оказались: группа «киношников» с магаданского телевидения, собкор газеты «Водный транспорт» Владимир КНИППЕР, очеркист и исследователь природы Валерий ОРЛОВ и известный журналист и океанолог Александр ШУМИЛОВ. Предстояло подсчитать всех моржей от группы островов Аракамчечен на юго-востоке Чукотского полуострова и до западной части Чукотского моря. Подсчет ластоногих инспекторы вели по фотографиям, снимая лежбища издали через оптику. Орлов был на борту только до Провидения и все искал белых моржей: увидел одного (седого, видимо), а в итоге чуть не заболел «белой горячкой»… Капитан был строгим наставником и опытнейшим судоводителем: сдавая начальству базы экзамены на знание «Правил предупреждения столкновения судов», его штурманы всегда получали оценку «пять», а капитан – «шесть с плюсом». Из-за подробных обследований лежбищ моржей на островах, в бухте Провидения досрочно иссяк лимит бункеровки, а оказии со свежей доверенностью все не было. Пьянства в команде капитан не терпел, лишь в представительских видах оставив эту привилегию за собой, но время от времени вытаскивал из местной каталажки (дело прошлое) кое-кого из своих пассажиров. Но и его крупно выручили: начальник погранзаставы в судовой роли увидел имя Александра ШУМИЛОВА (а он вел на Центральном телевидении «Клуб путешественников» в периоды отсутствия Юрия СЕНКЕВИЧА) и предложил сделку: «Ваш знаменитый пассажир выступит у нас на заставе с лекциями, а мы вам дадим 60 тонн топлива!» «Выручай, Саша!» - взмолился капитан. «Не вопрос!» У пограничников Александр Васильевич гостил целых три дня. Зато экспедиция отправилась дальше, ни в чем себе не отказывая. Путешественники и инспекторы рыбоохраны рассчитывали пройти вдоль побережья Ледовитого Океана до острова Врангеля, чтобы посчитать там колонию белых медведей. - Но как-то утром смотрю – кругом айсберги плавают повыше нашего Преображенского сельсовета! – рассказывает Адольф Семенович. – На рейде - ледокол «Москва», с запада пришел. Я к рации - мне говорят, льды уже с севера идут. Если надо, проведут до Врангеля: 80 миль, день пути. Но час их работы - дороже моего СРТМ. Какие белые медведи, идем назад, для льдин наш корпус – что картон! На борту – два сотрудника райотдела образования: в бухте Лаврентия, райцентре Северо-восточного района Чукотки, просили на обратном пути взять на борт школьников, которых к исходу летних каникул надо было доставить в интернат… Ох и авантюра это была – десять дней пути и 148 ребятишек от первого до десятого класса, принятых в портовых пунктах на некрупный траулер с экипажем и экспедицией! Младших – в кают-компании разместили, кого-то по каютам, а старшие спали в коридорах, благо ребята неприхотливые, и теплой одежды у всех хватало. И они же дома пропахли своей копалькой, моржовым мясом, рыбой… А в Беринговом проливе прихватил нас шторм – как их, бедных, начало выворачивать! Команда едва успевала их ловить на палубе, не дай Бог за борт смоет… От пролива идти было уж недалеко. Но в Лаврентии – проблема: пограничники на берег не выпускают. Кто бы в портпунктах да по диким берегам составлял на детей судовые роли! Шухлинского приняли в райкоме КПСС, на школьников отстучали судовую роль по всей форме, заверили задним числом, первый секретарь (сам эскимос) пригласил зайти начальника заставы. На это понадобилось минут сорок: ехать-то за 30 «кэмэ»! Руководитель чукотских коммунистов еще и выволочку сделал майору за формализм: «Ты вспомни, Николай Иванович, как в прошлом году детей в интернат свезли только к концу октября – сквозь пургу, на нартах, снегоходах да вертолетах. Мы, хозяева этой земли, капитана с экипажем как почетного гостя чествуем, а ты его с сержантами на бронетранспортере под стражу берешь?!». Больше претензий к капитану никто не высказывал. Кроме своих инспекторов, что собрались жаловаться за не до конца выполненную программу экспедиции. Тем временем хозяева Чукотки велели просить чего душа пожелает - вместо денежного вознаграждения, которое все равно бы сгинуло в безналичных «нетях». Адольф Семенович запросил двухдневный «оттяг» на комфортабельной базе отдыха у знаменитых на всю Чукотку термальных источников. Себе, пассажирам и всей команде. И в две вахты вся экспедиция нежилась в горячих купальнях после нелегкой морской работы. Дорогому гостю преподнесли два ящика отличного коньяку, который «кэп» с пассажирами и употребил по назначению. Вручили Почетные грамоты - доблестному капитану, славному экипажу и Преображенской Базе тралового флота (ну и как такими не дорожить?!). Едва ошвартовались у причала в Магадане, примчался замначальника «Хозрыбвода»: «Что случилось, что за звонки из обкома, после которых начальник аж серый ходит?» Словом, ни один волос не упал с головы капитана. Ну, выбились из графика – зато дотошно поработали. Потому и с топливом «попали». А к Северному полюсу ходить – у траулера не тот ледовый класс… Сейчас Адольфу Семеновичу 70 лет. Живет в Находке с 1949 года, двое сыновей и четверо внуков тоже живут здесь, двое сыновей и два внука – в Сибири. Сам он - последнего, 1957 года, выпуска Находкинской Школы юнг. Наибольшая часть трудового стажа – 48 лет - связана с Преображенской базой тралового флота, а всего проработал он без двух месяцев полвека. Только капитаном отслужил 35 лет. В числе первых в Дальневосточных морях осваивал лов сайры, палтуса, угольной рыбы, красного окуня, даже тунца на экваторе пытался промышлять (без существенных результатов). Был пионером добычи морской капусты, флагманом сводной флотилии по сбору и переработке ламинарии, которую даже отгружал в Чернобыль (не освоив ее приготовления, ликвидаторы вагонами отправляли на свалку незаменимый для облученных организмов продукт). Награжден двумя медалями «300-летие Российского флота», тремя морскими почетными знаками «10, 15 и 20 лет безаварийной работы» (его давали только капитанам и старшим механикам) и медалью «Ветеран труда». В музее Преображенской БТФ имя нашего ветерана - среди четверых капитанов (Леонид БОЧАЛ, Олег КАБАЛИК, ………….. КОЛЕСНИКОВ, Адольф ШУХЛИНСКИЙ), продолжавших работать после пятидесяти лет, хотя имели право досрочно уйти из плавсостава сразу на пенсию. Море бывалый капитан оставил только в 2003 году - по болезни. Последние 11 лет командовал плавучим краном. Позади – полвека морской рыбацкой службы, море воспоминаний о жизни, прожитой во всю ширь моряцкой души, да относительно удачно пережитый инсульт. Пенсия – 2400 рублей. Жена, Тамара Андреевна, учителем работает уже 51 год, из них 21 – в школе №3. За последние годы у нее пенсия уже превысила его капитанскую. Не успел застать увеличения накопительной части пенсии - он, служивший морю еще лет 17 после того, как мог бы свободно уйти на берег и подыскать какую-нибудь мирную службишку. Но недаром говорят: «Капитан на борту – первый после Бога». А с такого поста как-то и неловко, наверное, идти в сторожа…

Ответов - 1

Дмитрий: Там пара деталей в последнем абзаце не отредактирована, не тот вариант текста взял.



полная версия страницы